День России был встречен велоэкскурсией
Проведение ознакомительных велоэкскурсий вокруг крепостных сооружений Окольного города становится ежегодной традицией НПЦ
Совместно с велодвижением "VELOVE" (г. Псков) уже второй год подряд Научно-производственный центр проводит бесплатное мероприятие с целью популяризации псковских объектов культурного наследия. В этот раз участниками экскурсии стали гости - жители Санкт-Петербурга, Москвы, Серпухова и др.
Экскурсанты остались довольны, получили много положительных эмоций и новых знаний.
Как начиналась наша история с велоэкскурсиями?
В поисках нового интересного формата проведения мероприятий по популяризации культурного наследия Пскова мы решили в сентябре 2018 года провести экскурсию, которая бы смогла совместить в себе информативность и некоторую долю азарта, а именно велоэкскурсию.
Этот формат хорошо развит в европейских странах.
Стокгольм – сотня велостоянок разбросаны по всему городу; купить карточку-абонемент на аренду велосипедов можно онлайн Citybike.
Лондон – самая большая и разветвленная сеть велодорожек в Европе. В Лондоне есть даже скоростные трассы для велосипедов (четыре Barclays Cycle Superhighways уже открыты, и еще восемь появятся к 2015 году), они связывают периферийные части Лондона с центром. В городской программе Barclays Cycle Hire участвует 570 станций с 8000 велосипедами.
Крупнейшая частная компания Лондона в этой отрасли к тому же организует велотуры по городу на семи языках и может отремонтировать ваш велосипед.
Париж - 350 км велодорожек. На сайте Paris Bike Tour вы можете арендовать велосипед, заказать велотур с гидом.
Прага, очередной «город на семи холмах», вряд ли можно назвать идеальным с точки зрения езды на велосипеде: затяжные подъемы под 20-25 градусов утомляют, а крутые спуски пугают. Несмотря на это здесь почти сто километров велодорожек – большая часть проходит по паркам и просто красивым местам – например, Greenway Ботич (24 километра) и Greenway Влтава (13,5 километра). Есть и организованные велотуры с гидами.
Дело в том, что в городе Пскове активно развиваются велодвижения. Город в той или иной мере становится более отзывчивым, социально ориентированным, начинает вбирать в себя детали европейской инфраструктуры в виде велодорожек и точек проката велосипедов. Благодаря тому, что такая базовая платформа для проведения подобного мероприятия уже имеет место, мы решили, что можно попробовать провести подобную экскурсию. Уже два года реализуется проект «В прошлое на велосипеде» во главе с велопутешественником Виктором Верёвкиным. Объектами его экскурсионного показа уже стали Крыпецкий монастырь, Выбуты, Будник, Изборск. Преимущественно велоэкскурсии данного проекта довольно удалённые, протяжённые. Нами было решено сделать маршрут более компактным, но не менее насыщенным.
Научно-производственному центру в организации и проведении велоэкскурсии помогла идейный создатель проекта «В прошлое на велосипеде» - Анна Владимировна Бредихина, а также члены велодвижений VELOVE и VeloDrivePskov.
Прежде чем готовить экскурсию, мы обратились именно к ним, так как встал вопрос о правилах передвижения групп людей на велосипедах по проезжим частям.
Велосипед является транспортным средством, а значит, на него распространяются все правила дорожного движения.
В 2019 году движению велосипедистов посвящены сразу 6 пунктов раздела 24 правил дорожного движения (24.1 - 24.6).
1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
2. По правому краю проезжей части.
3. По обочине.
4. По тротуару или пешеходной дорожке.
5. По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.
Оказалось, что оптимальное количество человек, подходящее для бесприпятственного передвижения, из которых 2 сопровождают движущуюся колонну. Помимо этого предполагается наличие светоотражающих жилетов на сопровождающих колонну лицах.
Кроме того, в данных условиях действует возрастное ограничение в 14+. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет.
Разработке маршрута
Не для кого не секрет, что устройство псковской крепости позволяет осуществлять кольцевые обзорные экскурсии, которые могли бы условно начинаться от Мстиславского угла, перемещаться в Финский парк, затем по улице Свердлова / по Кузнецкой двигаться в сторону Покровской башни, затем – вернуться в Кремль. Проведение данной экскурсии пешком, на мой взгляд, довольно утомительно. Совершенно иначе это будет чувствоваться, восприниматься и проживаться на велосипеде.
В ходе экскурсии было преодолено около 7 км пути, пройдено 12 точек. Движение осуществлялось преимущественно по пешеходным зонам и велодорожкам парков и скверов. Хочется отметить удачное расположение велопрокатов в современном Пскове. Хотелось бы чтобы им не мешали процветать и набирать силу.
Пересекали дорогу только 4 раза. Движение по проезжей части осуществлялось по ул. Свердлова протяжённостью менее 70 м.
Название экскурсии исходит из темы, о которой мы повествовали экскурсантам. В основном речь шла об истории возведения крепости, боевых страницах нашей истории, технологии и системе возведения бастионной системы, знакомству со всеми видимыми на сегодняшний день бастионами псковской крепости. Вся экскурсия заняла 2,5 часа. Как показал опыт, это оптимальное время проведения экскурсии такого формата. Экскурсанты, делясь своими впечатлениями отметили, что такой формат им понравился, оставил положительные эмоции и яркие воспоминания. Было высказано мнение, согласно которому пешеходные экскурсии навевают меланхолию, а велоэкскурсия пробуждает вкус к жизни и интерес, смешанный с эстетическим наслаждением от осмотра памятников, так и эмоциональный заряд от велопрогулки.
Наши экскурсии являются совершенно бесплатными для участников, за исключением расходов на прокат велосипеда, если у экскурсанта личный транспорт отсутствует. Регистрация проводится на сайтах велодвижений, из которых формируются списки колонн.
Безусловно, мы продумываем и более дальние и серьезные маршруты, однако, мы не всегда можем предсказать состояние физического здоровья наших слушателей, по этой причине пока не рискуем отправляться далеко, так как несем ответственность за участников наших мероприятий.
Однозначным преимуществом перед автобусными экскурсиями является мобильность велоэкскурсий: гораздо удобнее подъезжать к объектам, парковаться. Всегда можно подъехать к любым памятникам очень близко, можно исследовать любые закоулки, дворики, фактически это то же самое, что и пешеходная экскурсия. Велосипед в этом плане очень мобильный транспорт. Если сравнивать с пешеходными экскурсиями, то тут у велоэкскурсий преимущество в охвате территории
Минус велоэкскурсий по сравнению с автобусными и автомобильными экскурсиями – это зависимость от погоды, плохая погода – это фатально для велоэкскурсии.