Научно-производственный центр
по охране и использованию
памятников истории и культуры
Псковской области

Псков, ул. Конная, д. 2.
Тел. +7 8112 72 35 78.
pskov-npc@yandex.ru
Валеева Н.А. Витраж в европейском искусстве: Франция, Англия, Германия.  Сравнительный анализ.

Валеева Н.А. Витраж в европейском искусстве: Франция, Англия, Германия. Сравнительный анализ.

29 января

Одним из наиболее узнаваемых и впечатляющих образцов европейского искусства является витраж готических соборов Франции, Германии и Англии.

Витраж – особый механизм преобразования пространства с помощью света и цвета; орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет [1]. Подход, предпринятый автором данного определения, основывается, прежде всего, на восприятии витража именно как механизма преобразования, способного создавать «постоянно вибрирующую и меняющуюся светоцветовую ирреальную атмосферу»[2] не только при обращении взгляда непосредственно к витражу, но и во всех плоскостях освещаемого пространства.

Начиная свою историю со времён первого тысячелетия нашей эры, витраж как феномен художественной культуры пережил свой расцвет в Средние века (в периоды ранней и высокой готики). Представляя ранее набор цветных стёкол, случайно украшавших помещения, витраж с развитием архитектуры и сменой стилей, а также эстетических воззрений стал подлинным произведением искусства.

Тяжеловесность форм, мощь стен, массивность столбов и колонн, характерных для европейской архитектуры романского стиля, со временем сменится воздушностью, лёгкостью, изысканностью и сложностью «готики». Преимущественно культовое по своему назначению искусство готического стиля, унаследовав от романского стиля главенство архитектуры, отдаст основополагающее место собору – высшему образцу синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей) [3].

Разделяя мнение большинства искусствоведов, хочется согласиться со словами В. Глазычева, выразившего восхищение витражами ранней готики: «…витраж не только расцветает с быстротой кактуса – яркий цветок среди колючих извивов железа и камня, он лучше всего в первых работах!.. Иначе говоря, самые изысканные, самые лучшие витражи созданы дилетантами, бывшими, вне сомнения, опытными ювелирами, не творившими, однако, ничего похожего когда либо раньше»[4]. Именно в эпоху раннего Средневековья тесное сотрудничество зодчего и живописца по стеклу находилось в полном согласии и порождало гармоничное выразительное сочетание архитектурного сооружения и витража как произведения искусства.

Благодаря приведённым выше оценкам искусствоведов и личному восприятию самых ранних из дошедших до наших дней витражей европейских соборов, хотелось бы посвятить данное эссе сравнительному анализу витражей соборов Франции, Германии и Англии эпохи позднероманского стиля и ранней готики (нач. XII – XIII вв.)

§ 1. Витраж: техника изготовления, роль и место в композиции собора, особенности прочтения

Украшение окон раннехристианских базилик цветными стёклами начинается в конце IV в. н. э. Для заполнения оконных проёмов использовался алебастр и селенит, которые приглушали дневной свет, одновременно создавая декоративный эффект. Основной акцент в базиликах этого времени был сделан на настенную живопись, выразительность которой была бы уменьшена наличием цветного узора небольших окон. Один из самых ранних витражей (VII в.) был обнаружен в монастыре Святого Павла в Jarrow (Англия).

Техника окраски стёкол при помощи обжига была открыта в IX веке, а в конце X века уже возникла и развилась живопись по стеклу. Роль художника, по мнению исследователей[5], в эту пору, вплоть до XIII столетия, продолжает оставаться незначительной: рисунок примитивен, фигуры довольно условны, орнаменты, люди, животные набросаны парой контуров, лица и прочие детали выполнены символично.  

Эти особенности были напрямую связаны с техникой изготовления витражей того времени, состоявших из сотен кусочков стекла, скреплённых свинцовыми Н-образными профилями. Изготовление витражных панелей было технически сложным и дорогостоящим процессом; число мастеров, способных создавать витражи, было крайне мало. Первоначально при создании витражей, художники рассчитывали на восприятие произведения издалека, однако, любая деталь тщательно прорабатывалась: все контуры и яркие пятна были размещены логично и гармонично.  «Витраж в момент рождения – монументальный жанр ювелирного искусства. С точки зрения создателей и разработчиков нового жанра, у него был только один критик – Мария. Остальные, даже самые знатные, были по отношению к этому критику верными вассалами, к тому же и сопоставлять было не с чем»[6].

Искусствоведы, касающиеся темы витража в европейском искусстве, и специалисты по витражной живописи, отмечают его особую роль в общей композиции средневекового собора. Будучи воспринимаемым как град Божий на земле, собор украшался  витражами, уподобляющими его сиянием красок Небесному Иерусалиму[7]. Насыщенность цветов стёкол, из которых был собран витраж, отразившись солнечными лучами на стенах и полах соборов, создавали иллюзию украшения пространства драгоценными камнями различных пород. Если сегодня люди продолжают искренне восхищаться красотой неподражаемой игры цвета, для человека эпохи Средневековья это было сравнимо с божественным чудом.

Помимо этого в средневековой ментальности атрибуты Божественного ассоциировались именно в световых образах, свет был «главенствующей метафорой духовной реальности»[8]. Ощущение одухотворения, освящения человеческой души в стенах собора создавалось, в том числе, благодаря воспринимаемому сквозь витраж преобразующему неземному свету, исходящему от Божества и проникающему сквозь стены созданного руками человека здания.

Распространено мнение, что витраж, как и книжная миниатюра, а также фресковая роспись, являлись «Библией для неграмотных», повествуя средневековому прихожанину о событиях ветхозаветной и новозаветной Священной истории. Однако существует мнение[9], которое кажется мне вполне обоснованным, согласно которому витраж – это в первую очередь впечатление, и только потом послание. Информативная ценность витражей была понятна в основном клирикам, служителям церкви и труднодоступна прихожанам по нескольким причинам.

Во-первых, композиция витражей, их ритмическая основа, общее построение, организация пространства и акценты имели определённую структуру. Простейшие витражи отображали один сюжет или воспевали одного святого / позднее – историческую личность в пространстве одного оконного проёма, повествовательные витражи были сложнее для прочтения и восприятия. Ритм их рассказа передавался через чередование фигур или выстраивался в сложные геометрические схемы, которые читались не сверху вниз, как нам привычно, а наоборот – снизу-вверх (от близко расположенных сюжетов – к своду собора).

Наиболее сложными для восприятия были витражные розы, являющиеся концептуальными схемами, отражающими небесные иерархии и историко-богословские конструкции.

Во-вторых, помимо использования композиционно сложночитаемых витражей зачастую повествование сопровождалось комментариями из других источников. Так сюжеты новозаветной истории сопровождались отсылками к событиям Ветхого Завета, являвшимися её предвестниками. Одновременно с этим, раскрывался и замысел истории самого Ветхого Завета. В сложных композиционных построениях витражей отразилась многоуровневая система параллелей Священной истории.

Таким образом, помимо сложной для прочтения и восприятия композиционной структуры, витражи передавали сюжетную линию, которую невозможно осмыслить, просто взглянув на окна собора. Для понимания изображённого необходимо знание основ христианского учения. Упоминание этих особенностей витражной живописи необходимы нам для проведения последующего сравнения витражей соборов средневековой Европы.

При этом необходимо отметить, что для витражей готических соборов раннесредневековой Европы характерна общность сюжетов – сцены из Ветхого и Нового завета, изображения апостолов, святых, епископов, а немногим позднее – правящих особ и членов их семейств. Помимо этих значимых фигур на многих витражах можно видеть изображения донаторов – лиц, пожертвовавших витраж собору (среди них могли быть государи, сеньоры (отображались геральдическими символами), епископы или каноники, а также гильдии ремесленников)[10].


§ 2. Уникальность колористки европейских средневековых витражей

Однако первичное сравнение витражных росписей соборов Франции, Германии и Англии может быть произведено по признакам, не требующим  сюжетного исследования – по наиболее часто используемым цветовым сочетаниям.

Основные цвета витражной росписи – синий, жёлтый, красный, зелёный, пурпурный, позднее (к XV в.) – белый и серый (гризайль). Средневековая живопись акцентирует существенные качества цвета, избегает смешений, замутняющих цвет, стремится к максимальной насыщенности, использует активные контрасты[11]. При этом существовала практика наложения пластин различных цветов для получения нужных оттенков того или иного цвета. Так, например в Шартрском соборе во Франции встречаются наложения из 27 чередуемых слоёв стекла[12].

Безусловно, в европейских соборах эпохи ранней и высокой готики, своё место в витражной живописи нашла вся цветовая гамма, но для некоторых стран были характерны определённые цветовые предпочтения.

Родоначальница готики – Франция, отличалась частым использованием контраста синего и красного, что позволило историкам цвета сделать вывод о «взлёте синего во всех его оттенках и триумфе пары синий/красный»[13]. Наиболее ярко эта особенность нашла отражение в витражах Шартрского собора.

Моисей на горе Синай. Витраж Шартрского собора, первая четверть XIII века.

При этом исследователи отмечают другую тенденцию для соборов Германии. «... в уцелевших окнах или фрагментах всегда присутствует зелёный цвет, а в немецкоязычных странах он встречается особенно часто. Убедительным доказательством этого может послужить большой витраж Аугсбургского собора, посвящённый пророкам: он создан в 1110 – 1120 гг., и зелёный в нём занимает значительное место»[14].

Чем обусловлены цветовые предпочтения европейских стран сказать трудно, так как эти особенности лежат в основе различий национальных ментальностей, имеющих длительную и непростую историю своего развития.

§ 3. Общность и особенности витражей соборов

Франции, Англии и Германии

Флагманом развития средневековой готики является Франция. Именно там происходит переход от позднероманского стиля к готическому. В 1144 г. аббатом Сугерием возводится апсида в королевской церкви аббатства Сен-Дени, а площадь всех окон впервые заполняется рядами витражных ронделей и медальонов. Вместе с тем, сразу проявляется особенность французской витражной живописи – её политизированность.

Так как родоначальник нового стиля в архитектуре и убранстве соборов – Сугерий был личным хронографом Людовика VI Толстого[15], соратником, автором его жизнеописания, в котором проявил свое искреннее преклонение перед патроном, это не могло не отразиться на витражах, льющих свет в Сен-Дени. В витражных росписях помимо жизнеописания святых, Девы Марии и Христа, были вписаны сюжетные линии происходящих событий – история Карла Великого и описание первого крестового похода в Святую Землю.

Первыми строго готическими соборами стали Шартрский собор во Франции и Кентерберийский собор в Англии. Шартрский собор сохранил большую часть остекления начала XIII столетия. Главным украшением собора в Шартре стали витражные розетки, расположенные на западном фасаде и поперечных нефах и посвящённые воспеванию Девы Марии и Христа, единственных источников истины и спасения. При этом сюжетные линии, как и в Сен-Дени, отражали политические интересы жертвователей – имелись как жизнеописания Богородицы, так и легенды о Карле Великом.

Изображение Карла Великого на витражах Шартрского собора. 1194 – 1225 гг.

Долгое время Шартрский собор являлся образцом конструктивных решений оконных проёмов для крупных соборов и церквей всей Европы. До середины XIII века строительством и отделкой французских соборов занимались бригады странствующих мастеров, затем ситуация меняется – при дворе французского короля объединяются силы талантливых художников и зодчих, и вместе с тем рождается «дворцовый стиль».

Совместными усилиями зодчих, которые стремились достичь предельной пропорции застеклённой поверхности помещений и облегчить восприятие конструкции соборов, и художников-витражистов, заменяющих с течением времени насыщенные оттенки облегчёнными контрастами, а позднее – лучистой гризайлью, был создан особый стиль витражной росписи. Отмена архитектурных конструктивных ограничений в размерах оконных проёмов в конце XIII века привела к некоторой свободе в выборе сюжетов. Именно в это время отражается прямая связь политической и религиозной властей во Франции – популярность набирают «балдахинные фигуры». Среди классических сюжетов из жизни святых, апостолов, включаются сюжеты современной европейской истории «во весь рост». Если ранее они занимали незначительные площади, располагались в уголках витражей, то теперь они стали «равны» сюжетам Священной истории. Это обстоятельство является следствием и напрямую отражает укрепление власти французских монархов, полностью осознававших себя изъявителями божьей воли на земле. 

Английская традиция готических соборов условно начинается с восстановления после пожара 1174 г. Кентерберийского собора и пристройки капеллы Святой Троицы. Главный англиканский собор Великобритании сохранил витражи XII – XIII столетий, несмотря на значительные разрушения во время Второй мировой войны, самым древним из которых является изображение Адама (1176 г.).

Адам, возделывающий землю. Кентерберийский собор. 1176 г.

Цикл «Родословие Иисуса Христа», занимающий центральное место в витражной росписи собора, дополнен повествовательными описаниями современных событий и английской истории. Так, например, свое отражение нашло ограбление города датчанами в начале XI в., которые взяли в плен архиепископа собора Сигериха, но не дождавшись выкупа, убили. Тем не менее, самыми значительными в соборе были витражные изображения предков Иисуса Христа (Иареда, Ламеха, Фара, Авраама, Ноя и Фалеса).

По цветовому предпочтению легко отметить частое использование контраста синего и зелёного цветов, а также, на мой взгляд, наполнение витражной росписи в английской традиции является более плотным, с большим количеством декоративных растительных деталей в сравнении с французской школой, для которой характерна свобода и лёгкость в заполнении пространства оконного проёма.

Витражная роспись XIII в. (1200 – 1245 гг.) в соборе  Линкольна не отличается изящной проработанностью деталей, она скорее похожа на абстрактное изображение общих очертаний фигур, характерное для начального этапа развития витража как самостоятельного произведения искусства. Тем не менее, создаваемые цветовыми акцентами образы являются читающимися и узнаваемыми. 

Витражная роспись, XIII в., собор Девы Марии в Линкольне.

Изменения, связанные с переходом от романского стиля к готическому затронули всю Северную Европу, и готическое искусство стало интернациональным по стилю.

Образцы витражного искусства в Германии дошли до наших дней, благодаря тому, что многие из них были сняты и бережно хранились до окончания военных событий Второй мировой войны.

Около 1500 м2  окон Кёльнского собора дошли до наших дней из эпохи Средних веков. Самый древний витраж изображает сцены Ветхого и Нового заветов и сгруппирован попарно (1260 г.). Он расположен в центральной части капеллы Трёх царей-волхвов и ведёт повествование от создания Евы и рождения Марии до Вознесения Христа. Данный витраж интересен делением своей композиции на две части: в правой – использован растительный связующий орнамент для Новозаветной истории, слева – отмечается исключительное преобладание геометрических узоров для событий Ветхого Завета. По своей выразительности и манере изображения сходны с французской традицией, но какие-либо цветовые предпочтения не очевидны, все цвета гармонично используются в равных пропорциях.

Старейший библейский витраж в Кёльнском соборе.

Справа от Älteres Bibelfenster располагается витраж 30-х гг. XIV столетия, посвящённый Святым Петру и Матернусу (первому епископу Кёльна). Слева – витраж, воссоздающий небесную иерархию (сверху – Дева и Христос, ниже – апостолы, папы, пророки, епископы, короли, исповедники, страстотерпцы, мученики, ангелы и души). Так как эти витражи созданы позднее, чем те, о которых речь шла раньше, легко заметить более частые вкрапления жёлтых стёкол.

Витраж, отображающий небесную иерархию в Кёльнском соборе, 1330 г.

Церковь Святой девы Марии, построенная в романском стиле во Фрайбурге в период 1200 – 1513 гг. с поздними готическими боковыми пристройками, также славится своими оригинальными витражами, ведущими историю с XIII столетия. Драгоценностью Фрайбургского собора является круглый медальон царя Соломона (1212 – 1220 гг.).

Медальон царя Соломона, 1212 – 1220 гг., Фрайбургский собор.

Так как Германия медленнее воспринимала влияние готики, романский стиль в указанные хронологические рамки XII – XIII вв. был ещё очень распространённым и только начинал перерождаться. Исследователи «раннегерманской» готики отмечают, что «апсида позднероманского храма, сохраняла верность архитектурной концепции, так как нейтрализовала отчасти вертикальное прочтение витражного текста смысловыми «горизонталями» со- и противопоставлений. Последующее нарастание повествовательности в рассказе, в сущности, вводит композиционную систему немецкого витража в русло интернационального развития жанра»[16]. При этом практически отсутствуют сюжеты «земной истории» - исторические персоны и события, явно не упоминаются донаторы.

Заключение

История витражного искусства в Европе не ограничивается XIII столетием, она развивается и совершенствуется дальше, вплоть до сегодняшнего дня, позволяя современным реставраторам восстанавливать многовековые витражи в первозданном виде.

Безусловно, витражи Франции, Англии и Германии имеют свои отличительные черты, особенности в технике исполнения, которые мне разглядеть, будем честны, не удалось. На мой взгляд, их отличие очевидно в цветовых пристрастиях, которые в свою очередь отображают общее «предназначение» витража в готическом соборе.

Передовая Франция, «придумавшая» готику, очень быстро осознала, каким именно образом воспринимается витраж (как чудо) и постепенно стала использовать его для прославления правящих династий французских монархов, совершенствуя технику исполнения произведения витражного искусства. Монархические цвета – глубокий синий и насыщенный красный были призваны прославлять наместников Божьих на земле, не забывая и небесных покровителях. Величие и свобода витражей Франции узнаваемы и отчётливы, линии изящны и утончённы.

Умеренная Англия, выразившая в витражах единство земли и моря в мягком контрасте синего и зелёного цветов, превозносила божественную историю, упоминая иногда о мирских событиях, пусть и не всегда героических. Спокойствие, умиротворение и органичность английского витража, выражаемая через обилие зелени и растительных орнаментов, воспринимается не как прославление, а как смиренное повествование.

Германия, долгое время находящаяся под влиянием соседей и не сумевшая в короткие сроки устроить стабильную национальную государственность, больше, чем другие сосредотачивала внимание на Священной истории и воплощении святости.  Соединив в себе органичность и чёткость, она создала умеренный стиль, выраженный в правильности линий, легкости геометрических основ витражного рисунка.

Безусловно, это лишь субъективное мнение, основанное на визуальном восприятии небольших фрагментов отдельных витражей, а не полных композиций, дополненных ощущением величия архитектуры готических соборов Северной Европы. Несмотря на имеющиеся отличия, общность европейского витража, будь то в Англии, Германии или Франции воспринимается сильнее.


Список литературы

1.  Галицкий И. История витража // Деко, 2009. № 6. С. 12 – 17.

2.  Глазычев В.  Уроки Шартра // Декоративное искусство СССР, 1981. № 4.

3.  Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. Ленинград: Искусство, 1990.

4.  Княжицкая Т.В. Экскурс в историю витражного искусства // Витражи России. [Электронный ресурс]. URL: https://vitroart.ru/articles/articles/165/ (дата обращения: 28.11.2018).

5.  Козина Е.Ю. Ранний витраж немецкого Средневековья: особенности иконографии и композиционного построения. Автореферат диссертации // Электронная библиотека диссертаций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/rannii-vitrazh-nemetskogo-srednevekovya-osobennosti-ikonografii-i-kompozitsionnogo-postroeni (дата обращения: 03.12.2018).

6.  Королёв М.Ю. Витраж как феномен художественной культуры // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009 № 2.

7.  Майзульс М. Как устроены средневековые витражи // «Arzamas.academy» [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/mag/453-vitrazh (дата обращения: 29.11.2018).

8.  Пастуро М. Зелёный. История цвета. ООО «Новое литературное обозрение», 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://bookz.ru/authors/mi6el_-pasturo/zelenii_986/1-zelenii_986.html (дата обращения: 28.11.2018).

9. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. 2004.


[1] Королёв М.Ю. Витраж как феномен художественной культуры // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009 № 2. С. 214.

[2] Там же. С. 214.

[3] Галицкий И. История витража // Деко, 2009. № 6. С. 12 – 17.

[4] Глазычев В. Уроки Шартра // Декоративное искусство СССР, 1981. № 4. С. 12.

[5] Галицкий И. История витража // Деко, 2009. № 6. С. 12 – 17.

[6] Глазычев В.  Уроки Шартра // Декоративное искусство СССР, 1981. № 4. С. 12.

[7] Майзульс М. Как устроены средневековые витражи // «Arzamas.academy» [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/mag/453-vitrazh (дата обращения: 29.11.2018).

[8] Эко У. Эволюция средневековой эстетики. 2004. С. 99.

[9] Майзульс М. Как устроены средневековые витражи // «Arzamas.academy» [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/mag/453-vitrazh (дата обращения: 29.11.2018).

[10] Майзульс М. Как устроены средневековые витражи // «Arzamas.academy» [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/mag/453-vitrazh (дата обращения: 29.11.2018).

[11] Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. Ленинград: Искусство, 1990. С. 120.

[12] Княжицкая Т.В. Экскурс в историю витражного искусства // Витражи России. [Электронный ресурс]. URL: https://vitroart.ru/articles/articles/165/ (дата обращения: 28.11.2018).

[13] Пастуро М. Зелёный. История цвета. ООО «Новое литературное обозрение», 2018. [Электронный ресурс]. URL:https://bookz.ru/authors/mi6el_-pasturo/zelenii_986/1-zelenii_986.html (дата обращения: 28.11.2018).

[14] Пастуро М. Там же.

[15] Сугерий. Жизнь Людовика VI Толстого, короля Франции (1108 – 1137) // Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Suger_2/framevved.htm (дата обращения: 03.12.2018).

[16] Козина Е.Ю. Ранний витраж немецкого Средневековья: особенности иконографии и композиционного построения. Автореферат диссертации // Электронная библиотека диссертаций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/rannii-vitrazh-nemetskogo-srednevekovya-osobennosti-ikonografii-i-kompozitsionnogo-postroeni (дата обращения: 03.12.2018).


Объекты на карте

Полезные ссылки